Согласно статье 5 УПК РФ, понятие «близкие лица» охватывает всех, кроме близких родственников и родственников, а также лиц, у которых с потерпевшим, свидетелем сложились доверительные отношения в силу их личных контактов и взаимозависимости, их жизнь, здоровье и благополучие важны для потерпевшего или свидетеля. Под «близкими родственниками» законодатель понимает супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков. Все остальные лица, кроме близких родственников, являются «родственниками».
Согласно формулировкам в УПК РФ, следует отметить, что близкие лица и близкие родственники являются отдельными понятиями. Они не могут быть использованы в юриспруденции взаимозаменяемо, когда речь идет о характеристике социальных и правовых связей между людьми.
В уголовном судопроизводстве, понятие «близкие родственники» используется совместно с другими статьями УПК РФ. Оно наиболее часто встречается при применении положений статьи 42, 46, 56 (потерпевший, подозреваемый, свидетель) и других статей УПК РФ. Если не правильно использовать понятие «близкие родственники» в уголовно-процессуальной деятельности при расследовании уголовных дел или вообще не использовать его, это может привести к судебной ошибке.
В соответствии со статьей 42 УПК РФ, если преступление привело к смерти потерпевшего, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников или близким лицам, а если таких нет или они не могут участвовать в уголовном судопроизводстве, то права переходят к одному из родственников.
Если потерпевшим признано одно из близких лиц, в решении должны быть указаны факты или доказательства, на основании которых делается вывод о том, что это лицо является близким погибшего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 61 УПК РФ, судья, прокурор, следователь, и дознаватель не вправе участвовать в производстве уголовного дела, если они являются близкими родственниками или родственниками кого-либо из участников данного уголовного дела. Понятие «родственник» в данной норме уголовно-процессуального закона утверждено неоднозначно, и, согласно Верховному Суду РФ, оно не ограничивается только кровными связями, а используется в более широком смысле для целей уголовно-судебного производства. Поэтому под понятием близких родственников и родственников следует понимать не только лиц, указанных в пунктах 4 и 37 статьи 5 УПК РФ, но и лиц, имеющих более дальние родственные отношения и связи.
Сущность указанных выше понятий в уголовном праве излагается несколько иначе. Опираясь на понятие близкого лица, законодатель устанавливает уголовно-правовые запреты, которые имеют более широкое значение в Уголовном кодексе Российской Федерации. Хотя это понятие не имеет юридического определения, оно раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам об убийстве» и используется как общее для всех остальных похожих случаев. Согласно Постановлению, близкими лицами являются:
2) родственники и близкие по свойству;
3) другие лица, жизнь, здоровье и благополучие которых явно находятся под угрозой со стороны виновной стороны (лица, которому виновная сторона стремится отомстить или помешать) вследствие сложившихся личных отношений.
В данной Постановлении указывается не только, кто считается близким родственником, но также называются общие признаки для всех, входящих в эту группу людей. Особое внимание уделяется тем, что жизнь, здоровье и благосостояние таких людей имеют особую ценность из-за наличия у них личных отношений с пострадавшим.
Инстанции Республики Кабардино-Балкария. Прокуратура Черекского района
Кого считают близкими родственниками (свойственниками)?
Такие правила определены статьей 16 Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и статьей 13 Закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ.
Аналогичный перечень лиц, считающихся близкими родственниками (свойственниками), указан в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №10-9/10/В-4600 от 7 июля 2016 года.
Рекомендуется уточнить орган, который запрашивает эту информацию, о перечне близких родственников.
Подробности можно найти в материалах Системы Кадры:
1. Вопрос: Можно ли запретить прием родственников сотрудников в локальном акте
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Ответ на этот вопрос зависит от типа организации — коммерческой или бюджетной.
Если организация является коммерческой, запрет на прием родственников сотрудников считается дискриминацией по признаку родства и может привести к административной и материальной ответственности работодателя, включая выплату компенсации морального вреда (ст. 3 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ).
Ограничение совместной работы родственников в организациях государственного сектора применяется только к определенным категориям работников, таким как государственные гражданские и муниципальные служащие. Это означает, что гражданина нельзя принять на службу, а служащий не может оставаться на своей должности, если его должность подразумевает непосредственное подчинение близкому родственнику. Под близкими родственниками в данном случае понимаются:
- родители;
- супруги и дети;
- братья и сестры;
- братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.
Данные правила установлены в статье 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и статье 13 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.
2. Нормативная база: Письмо Минтруда России №10-9/10/В-4600 от 7 июля 2016 г.
«Руководителям организаций, находящихся в подчинении Минтруда России (по перечню) »
С целью обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство) информирует.
В результате Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. № 594 (пункт 4 постановления) изменения были внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении определенных ограничений, запретов и обязанностей на отдельные группы граждан в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами с целью борьбы с коррупцией» (далее – постановление № 568).
В соответствии с Постановлением № 568, компаниям, подчиненным Министерству, требуется принять местный правовой акт, определяющий порядок уведомления сотрудников о возникновении личной заинтересованности при выполнении трудовых обязанностей, что может привести к конфликту интересов.
При разработке местного правового акта необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 650 «О порядке уведомления лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральной государственной службы и других лиц о возникновении личной заинтересованности при выполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Кроме того, следует руководствоваться Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 года № 344н «Об уведомлении работодателя (его представителя) сотрудниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов».
Необходимо предоставить в Министерство копию локального нормативного акта организации, который регламентирует порядок сообщения работниками о возникновении личной заинтересованности при выполнении трудовых обязанностей, что может привести к конфликту интересов. Дедлайн для представления данного акта — 5 августа 2016 года.
В дополнение к этому, постановлением № 568 был введен запрет на осуществление трудовой деятельности работниками организаций, которые подчиняются Министерству и занимают должности, определенные в списке, утвержденном приказом Министерства от 27 мая 2013 г. № 223н. Запрет распространяется на случаи, когда работники имеют близкое родство или связь (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с другими работниками этой же организации и их трудовая деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью.
Такой запрет означает, что родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации не могут работать в этой организации, независимо от степени непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подчиняются руководителю.
В организации также запрещено работать родственникам, таким как родители, супруги, дети, братья и сестры. Также это касается братьев, сестер, родителей, детей супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и т.д.) организации, при условии, что их работа связана с подчиненностью или контролем друг над другом.
Учитывая вышесказанное, руководителям организаций, подчиненных Министерству, необходимо обеспечить выполнение данного запрета в их организациях.
Информацию о принятых мерах по соблюдению данного запрета необходимо предоставить в Министерство до 15 октября 2016 года по прилагаемой форме.
Обратите внимание, что в случае, если руководитель подчиненной Министерству организации не примет меры по соблюдению вышеупомянутого запрета, включая и других сотрудников организации, трудовой договор с руководителем подчиненной Министерству организации будет расторгнут в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Юлия Месхия,
С уважением и наилучшими пожеланиями, Юлия Месхия,