Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Заниматься педагогической деятельностью могут лица с средним профессиональным или высшим образованием, которые соответствуют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и/или профессиональным стандартам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Номенклатура должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Лица, обучающиеся по программам высшего образования по специальностям «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года, могут заниматься педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

(часть 3 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

3.1. Совершеннолетние студенты программ среднего профессионального образования по специальностям, включённым в укрупнённую группу «Образование и педагогические науки», которые успешно прошли промежуточные аттестации, могут в последний год обучения заниматься педагогической деятельностью по программам дошкольного и начального общего образования.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ)

4. Лица, обучающиеся по программам высшего образования по специальностям, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года, могут заниматься педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам. Соответствие программы высшего образования направленности дополнительной программы определяется работодателем.

(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ)

4.1. Иностранные агенты не допускаются к занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к педагогической деятельности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральными органами, осуществляющими функции в сфере высшего образования и труда.

Советуем прочитать:  Необходимость наличия акта выполненных работ в системе УПД

(часть 5 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 165-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок допуска лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи, к педагогической деятельности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом, осуществляющим функции в сфере труда.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 385-ФЗ)

Как устроиться на работу в школу: юридические нюансы

Чтобы работать педагогом, необходимо получить высшее или среднее профессиональное образование по направлениям «Образование и педагогические науки» и соответствовать квалификационным требованиям. В противном случае потребуется пройти профессиональную переподготовку по соответствующему направлению. Например, если выпускник технического вуза хочет преподавать физику в школе, ему нужно пройти переподготовку «Учитель физики». Если он хочет работать педагогом в станции юных техников, потребуется переподготовка «Педагог дополнительного образования».

Начать работать педагогом можно уже в процессе обучения в педвузе. Студенты университетов по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» на четвертых и пятых курсах могут устроиться в школу. В дополнительном образовании разрешено работать студентам, начиная с третьего курса, если работодатель определит, что они обучаются по соответствующему направлению.

Ситуация сложнее для педагогов-психологов, логопедов и дефектологов:

  • Профстандарт требует от педагога-психолога высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогика и психология».
  • Дефектологу и логопеду необходимо высшее педагогическое образование. Эти требования указаны в справочнике квалификационных должностей, хотя профстандарта по этим специальностям еще нет.

Форма обучения не имеет значения — можно учиться очно или заочно. В законе нет требований к тому, каким должен быть диплом — государственного или установленного образца.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Советуем прочитать:  Секрет мастерства - искусство владения двуручным мечом

Желаете быть в курсе мировых тенденций, первыми узнавать о новых методах, подходах, учиться их применять или даже полностью поменять профессию? Всё это возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе представлено более 40 онлайн-курсов для переквалификации и дополнительного образования.

Требования к здоровью

Для трудоустройства педагогу необходимо пройти медицинский осмотр и оформить медицинскую книжку.

С какими заболеваниями нельзя работать в образовательных учреждениях:

  • хронические и длительные психические расстройства с тяжёлыми, устойчивыми или частыми обострениями, в частности, эпилепсия;
  • открытая форма туберкулёза и сифилис в заразной стадии;
  • вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • вирусные лихорадки, передающиеся через членистоногих, и вирусные геморрагические лихорадки;
  • гельминтозы;
  • гепатиты B и C;
  • и другие острые и хронические заболевания, представляющие опасность для окружающих.

Кроме того, педагог обязан ежегодно проходить медосмотр, включая посещение психиатра и нарколога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector