Задаток — это сумма денег, передаваемая одной из сторон договора в счет будущих платежей другой стороне по договору.
Задаток служит способом обеспечения исполнения сделки. Соглашение о задатке заключается в письменной форме.
Аванс — это полная или частичная оплата товара или услуги, когда окончательная цена неизвестна или определена приблизительно.
Слово «аванс» происходит от французского «avance» — продвижение. Законодательного определения аванса нет. Понятие аванс возникло из практики заключения письменных договоров или устных соглашений между продавцом и покупателем.
Например, окончательная стоимость может измениться при изготовлении мебели или строительстве дома в зависимости от использованных материалов.
- вносится в качестве первого платежа и не обязывает к выполнению сделки;
- может быть возвращен покупателю по его просьбе;
- возвращается, если продавец не выполнил свои обязательства, независимо от причины неисполнения.
Без аванса заказчик имеет право не начинать работу.
Аванс и задаток — это предварительные платежи в рамках будущей сделки.
Основные различия между авансом и задатком:
- Если при предварительном платеже не заключается соглашение, это считается авансом, поскольку аванс не требует письменного оформления.
- Аванс частично покрывает стоимость договора. Предоплата может быть полной в зависимости от условий.
- Если работа не выполнена по вине заказчика, сумма задатка остается у исполнителя.
- Если виноват исполнитель, он должен вернуть задаток в двойном размере.
Необходимость предоплаты
Предоплата широко используется компаниями, оказывающими услуги. С помощью предоплаты исполнитель снижает риск в сделке. Объявляя предоплату, он проверяет надежность и платежеспособность заказчика, а также приобретает материалы, необходимые для выполнения услуг, например, краску для ремонта.
Заказчику предоплата менее выгодна. Ему нужно платить за работу, которая еще не выполнена. Существует риск неисполнения обязательств: например, ремонтники могут взять предоплату и исчезнуть, что приведет к судебным разбирательствам.
Таким образом, риски есть у обеих сторон. Чтобы их минимизировать, необходимо заключать письменный договор, в котором указано, что момент внесения предоплаты является началом оказания услуг.
Процент предоплаты
Размер предоплаты обычно устанавливается продавцом индивидуально. Законодательно он не закреплен.
При составлении договора рекомендуется согласовать размер предоплаты и срок ее уплаты. Факт передачи предоплаты подтверждается распиской.
На практике размер предоплаты варьируется в зависимости от объекта продажи или типа услуг.
Например, при покупке квартиры задаток обычно составляет 5-10% от стоимости. Эта сумма частично оплачивает общую стоимость и засчитывается в основной платеж.
При покупке тура предоплата составляет 20-30%, если до начала поездки более 14 дней.
При бронировании гостиницы предоплата обычно составляет 10-20% от общей стоимости.
Когда используется полная предоплата
- Когда сумма договора небольшая и срок действия соглашения короткий.
- Когда клиент новый и продавец не доверяет ему.
- Когда цена на продукцию может измениться в течение короткого времени.
- Когда действует выгодная система скидок, что часто бывает при продажах в интернете.
При покупках через интернет обычно требуется полная предоплата. Отправка товара по почте без предварительной оплаты несёт значительный риск для продавца: нередко товар без предварительной оплаты остаётся не востребованным. Если товар поставляется с фабрики, которая требует полной оплаты, продавец вынужден отправлять товар только после 100% оплаты. Таким образом, покупка через интернет всегда сопряжена с риском.
Какие гарантии по предоплате
Согласно статье 487 Гражданского кодекса РФ, продавец, получивший предоплату, обязан передать товар в установленный срок. При этом покупатель, согласно статье 457, имеет право требовать товар или возврат суммы предоплаты. Статья 395 предусматривает выплату процентов на сумму предоплаты.
Возврат предоплаты, причины
Если покупатель отказывается от товара, продавец обязан вернуть предоплату в полном объёме согласно Закону о защите прав потребителей РФ.
Возврат невозможен, если в письменном договоре прописано условие о невозврате залога.
- заказчик пишет заявление исполнителю о возврате предоплаты;
- ожидает в течение 10 дней, пока продавец примет решение;
- договор расторгается сторонами;
- заказчик получает деньги одним из указанных в заявлении на возврат способов.
Если продавец не возвращает предоплату, покупатель имеет право подать жалобу в отдел по защите прав потребителей или в прокуратуру.
Когда невозможно вернуть предоплату:
- Если заказана услуга, из предоплаты удерживаются затраты компании на материалы и транспортировку.
- Если товар заказан с доставкой из магазина, удерживаются транспортные расходы.
- Если в договоре прописан пункт о залоге, залог остаётся у продавца.
- Если не был заключён письменный договор.
- несоблюдение продавцом срока поставки товара или выполнения услуги;
- предоставление товара, не соответствующего заявленным условиям, например, другого цвета или размера;
- поставленный товар не соответствует качеству.
Если продавец ценит свою репутацию, он удовлетворит претензию.
Что такое предоплата
Это означает, что необходимо заплатить наложенным платежом либо всю сумму сразу, либо её часть.
Это значит, что вы платите за услугу до её выполнения. Предоплата может быть частичной. Например, часть суммы до выполнения услуги, оставшаяся часть — после.
ПРЕДОПЛАТА — это авансовый платёж, предварительная и частичная выплата в счёт общей суммы долга. В торговле это уплата покупателем продавцу части стоимости товара после заключения сделки и иногда частичного выполнения обязательств.
Ава́нс (фр. avance) или предоплата — это денежная сумма или другая имущественная ценность, передаваемая должником своему кредитору до начала выполнения встречного обязательства.
Не следует путать аванс с задатком. Эти термины обозначают разные юридические действия. При нарушении договора сторона, ответственная за нарушение, теряет задаток (если нарушил получатель задатка, он возвращает его в двойном размере). Для аванса такое правило не применяется. Аванс передаётся только в качестве исполнения обязательства, а не как знак заключения договора.
При поставках на условиях кредита обязательным является авансовый платеж, обычно составляющий от 10 до 40% от общей стоимости контракта, и учитываемый при окончательных расчетах. Полный аванс в размере 100% встречается редко. В случае невыполнения обязательств аванс подлежит возврату. Для крупных контрактов возврат аванса обеспечивается банковской гарантией. Аванс, как и задаток, подтверждает заключение договора, но, в отличие от задатка, не гарантирует его выполнение, так как подлежит возврату в случае неисполнения обязательств. Таким образом, любой предварительный платеж считается авансом, если в письменном соглашении сторон не указано, что это задаток. В международной торговле дорогостоящим оборудованием и сельскохозяйственной продукцией авансы от покупателей часто используются как форма кредитования экспортеров импортерами. Аванс — это любой платеж, произведенный покупателем до отгрузки товара или оказания услуг.
Прямого определения термина «аванс» в гражданском законодательстве Российской Федерации нет. Однако его значение можно понять из систематического анализа норм, регулирующих гражданские правоотношения. В деловой практике широко распространена выплата аванса (определенной суммы, не зависящей напрямую от количества и качества затраченного труда), а затем выплата заработной платы по итогам месяца.
Аванс в гражданском праве — это сумма денег, уплачиваемая стороной договора в счет предстоящего платежа до фактического исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 380 ГК РФ, всякая предварительно уплаченная сумма считается авансом, если в письменном соглашении не указано, что это задаток. Аванс составляет часть общей суммы, подлежащей к оплате. Полная уплата всей суммы договора называется предоплатой.
Какое из них лучше выбрать
Выбор зависит только от вас. У аванса и задатка есть свои особенности, которые могут быть полезны, но также могут вызвать проблемы, если их не учитывать.
Например, при покупке квартиры. После множества просмотров, найдя идеальный вариант, покупателю нужно передать продавцу определенную сумму для подтверждения своих намерений. Встает вопрос: оформить аванс или задаток?
Аванс не гарантирует исполнение обязательств, но часто используется в сделках с недвижимостью. Задаток, напротив, имеет более серьезный характер.
Деньги пойдут в счет стоимости квартиры в обоих случаях. Если сделка состоится, разницы в форме предварительного платежа для покупателя и продавца не будет.
Но если сделка сорвется, обе стороны захотят разобраться в ситуации.
При авансе, в зависимости от условий договора, деньги могут быть возвращены полностью, частично (за вычетом затрат) или не возвращены вовсе.
При задатке сумма возвращается в двойном размере, если договор расторгается по вине продавца, и не возвращается, если покупатель передумал. В случае форс-мажора задаток возвращается полностью.
Для задатка обязательно составление письменного соглашения. Иначе платеж будет считаться авансом, и обеспечительная функция предварительного платежа утратится.
Основные моменты
- Аванс и предоплата схожи по значению. В судебной практике эти понятия часто приравниваются.
- Аванс — это предварительный платеж. В случае отмены соглашения он обычно возвращается полностью, но это зависит от условий конкретного договора.
- Задаток отличается своей обеспечительной функцией, установленной ГК РФ. В зависимости от обстоятельств, деньги могут быть возвращены в одинарном или двойном размере, либо остаться у получившей их стороны.
Тексты, создаваемые нашей редакцией
Как оформить чек продажи с предоплатой или авансом
Клиент может заранее оплатить товар или услугу: внести полную или частичную предоплату либо аванс. Давайте рассмотрим различия между этими способами оплаты:
- полная предоплата — клиент оплачивает товар или услугу полностью заранее. Например, по этой схеме работают многие интернет-магазины;
- частичная предоплата — покупатель вносит только часть суммы, получает товар, а оставшуюся сумму выплачивает позже;
- аванс — покупатель сначала вносит деньги, а затем выбирает товар. В розничных магазинах авансом считается покупка подарочного сертификата.
Продавец обязан указать в чеке способ оплаты товара (Статья 5, 54-ФЗ от 22.05.2003).
Каждый платеж фиксируется в той смене, в которой он произведен.
Какие данные указать в чеке
Список реквизитов зависит от способа оплаты.
Продавец выдает чек о внесении оплаты, а затем чек об отгрузке.
- способ расчета — «Предоплата 100%»;
- тип расчета — «Наличными/Безналичными» и сумма платежа;
- предмет расчета — «Платеж».
- способ расчета — «Полный расчет»;
- тип расчета — «Аванс» и сумма предоплаты.
Продавец выдает чек о внесении первого взноса, а затем чек об уплате остатка и отгрузке.
- способ расчета — «Предоплата»;
- тип расчета — «Наличными/безналичными» и сумма предоплаты;
- предмет расчета — «Платеж».
- способ расчета — «Полный расчет»;
- тип расчета:
- «Наличными/безналичными» — сумма текущего платежа;
- «Аванс» — сумма предоплаты, внесенной ранее.
Продавец должен выдать подарочный сертификат и кассовый чек (Письмо ФНС №ЕД-4-20/12717 от 03.07.2018). Клиент, использующий сертификат, получит другие чеки.
Если организация освобождена от НДС (на основании Письма Минфина России №3-07-07/75963 от 02.10.2019), ставка НДС для аванса может быть нулевой. В остальных случаях ставки составляют 10/110 или 20/120 (Статья 164, 117-ФЗ от 05.08.2000).
Чек № 1. Клиент полностью оплатил подарочный сертификат. Продавец выдает чек с указанными реквизитами:
- способ расчета — «Аванс»;
- предмет расчета — «Платеж»;
- тип расчета — «Наличными/безналичными» и сумма текущего платежа.
Клиент может оплатить товар подарочным сертификатом полностью или частично.
- способ расчета — «Полный расчет»;
- предмет расчета — «Товар»;
- тип расчета — «Предварительная оплата (аванс)» и сумма, равная номиналу сертификата.
- способ расчета — «Полный расчет»;
- предмет расчета — «Товар»;
- тип расчета:
- «Наличными/безналичными» — сумма текущего платежа.
- «Предварительная оплата (аванс)» — сумма, равная номиналу сертификата.
Предоплата и постоплата: какой вариант выбрать агентству
Своевременное поступление средств на счет компании — залог устойчивого функционирования. Операционный менеджер «Норм агентства» Ирина Пушкарева поделилась своими мыслями о том, какие условия — предоплату или постоплату — лучше включать в договоры и с какими трудностями можно столкнуться в каждом случае.
операционный менеджер «Норм агентства»
Работа по предоплате кажется более надежной, но действительно ли это так?
В общем, да. Получив деньги заранее, вы защищены от ситуации, когда работа выполнена, а клиент исчез. Однако бывают случаи, когда клиент по различным причинам требует вернуть предоплату, например, из-за решения прекратить проект. Если средства уже израсходованы, компании придется искать нужную сумму. Хорошо, когда есть финансовый резерв, но у многих, особенно в начале пути, его нет. При работе по предоплате можно столкнуться с тем, что клиент долго согласовывает такой формат сотрудничества и не подписывает договор. В результате старт проекта откладывается, денег нет, а итог из-за переноса сроков может быть хуже, чем планировалось.
Может, всегда стоит выбирать договор на постоплатной основе?
При таком подходе тоже возникают сложности. Во-первых, заказчик может не оплатить услуги. Во-вторых, если нужны средства для субподрядчиков. Придется использовать собственные средства, что может привести к кассовым разрывам и другим финансовым проблемам.
Как же поступить?
Следует обдумывать формат работы для каждого проекта и не ограничивать себя строгими рамками: «Мы работаем только по предоплате или только по постоплате». Важно быть гибкими и находить баланс между выплатами субподрядчику и предоплатой от клиента. Например, если вы договорились с исполнителем на предоплату в 50%, и клиент согласен внести половину суммы договора, то все складывается. Частичная предоплата и окончательный расчет после выполнения услуг — довольно распространенный формат, удобный как для исполнителей, так и для заказчиков.
Что делать, если клиент не подписывает акт?
Узнайте причину. Возможно, клиент считает, что работа не выполнена, или просто не заметил акт. Не оставляйте ситуацию без внимания, выясните, что произошло. Есть способ подстраховаться от отказов принимать работу. На каждом этапе отправляйте клиенту промежуточные отчеты о проделанной работе. Это может быть таблица с выводами или текстовый файл. Достаточно получить хотя бы «Ок» по отчету. Можно заранее при согласовании договора прописать, какие документы и формы отчетности будут подтверждением выполнения услуг, и отправлять их клиенту по мере выполнения. Важно: ведите переписку через каналы, указанные в договоре, например, по электронной почте. В таком случае даже «Ок» означает, что ответственный сотрудник клиента принял промежуточный результат. В итоге у клиента не будет аргументов для отказа подписывать акт и оплачивать работы.