Обязанности кассира в магазине определяются его должностной инструкцией – локальным нормативным актом, разработанным организацией и действующим внутри нее. Составление должностной инструкции является правом, а не обязанностью работодателя (см. письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0). Однако такой документ все же стоит иметь, так как он позволяет:
- обосновать увольнение кассира в случае его несоответствия занимаемой должности;
- рационально распределить обязанности между сотрудниками;
- подтвердить правомерность действий работодателя при решении спорных вопросов в суде;
- провести аттестацию персонала и другие процедуры.
Кроме того, ознакомленный с должностной инструкцией сотрудник лучше понимает свои обязанности, что способствует более эффективной работе.
Должностная инструкция утверждается приказом руководителя предприятия. Каждый работник знакомится с ней под роспись – к бумажной версии документа прилагается лист ознакомления, где указываются:
- Ф.И.О. сотрудника;
- дата ознакомления с должностной инструкцией;
- подпись работника.
Более подробную информацию по теме можно найти в системе КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
1. Общие положения
- Назначение и освобождение от должности продавца-кассира производится на основании приказа директора компании.
- Продавец-кассир подчиняется непосредственно директору магазина.
- В случае отсутствия специалиста его обязанности временно выполняет другой сотрудник по распоряжению директора магазина.
Кандидат на данную позицию должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
- законченное среднее или средне-профессиональное образование;
- опыт работы по профилю не менее 6 месяцев;
- навыки работы с современным кассовым оборудованием.
Продавец-кассир должен обладать знаниями в следующих областях:
- законодательство, регулирующее торговлю;
- права потребителей;
- нормы делового общения;
- проверка правильности документации на товары в магазине;
- ассортимент товаров в магазине;
- оформление торговых и платежных документов;
- правила хранения товаров;
- прием и выдача наличных средств;
- взаимодействие с банковскими сотрудниками по вопросам работы с наличностью;
- взаимодействие с торговыми представителями;
- стандарты безналичных платежей;
- использование кассового оборудования.
- соответствующее законодательство;
- внутренние документы компании;
- разделы инструкции.
2. Функции
Продавец-кассир выполняет следующие обязанности:
- Продажа товаров покупателям.
- Проведение операций с наличными средствами.
- Консультирование клиентов по товарам, представленным в магазине, а также по акциям и скидкам.
- Взаимодействие с клиентами по вопросам качества обслуживания или товаров.
- Оформление документов по продажам и поступлению средств.
- Сообщение директору магазина о возможных проблемах с кассовым оборудованием.
- Информирование руководства о необходимости наличности для торговых операций.
- Сообщение руководству компании и торговым представителям о пополнении товарных запасов.
- Мониторинг ассортимента товаров в магазине.
- Взаимодействие с поставщиками по вопросам товаров ненадлежащего качества или с истекающим сроком годности.
- Сохранность принимаемых наличных средств.
- Обеспечение безналичных платежей клиентов.
- Участие в инвентаризации магазина.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
3. Ответственность
Продавец-кассир несет ответственность в следующих случаях:
- Совершение правонарушений в процессе работы — в рамках, установленных законодательством.
- Нарушение конфиденциальности — в пределах, установленных соответствующим законодательством.
- Ненадлежащее выполнение своих обязанностей — в рамках, установленных трудовым законодательством.
4. Права
Продавец-кассир имеет следующие права:
- Получать от сотрудников необходимые данные для выполнения своих обязанностей.
- Требовать от руководства создания условий для выполнения своих обязанностей.
- Предлагать руководству пути оптимизации рабочих процессов.
- Подписывать соответствующие платежные и торговые документы.
- Участвовать в совещаниях по вопросам, касающимся деятельности продавцов-кассиров.
- Знакомиться с документацией, относящейся к его сфере ответственности.
- Представлять интересы компании в рабочих взаимодействиях с клиентами и торговыми агентами.
- Регулярно получать фирменную рабочую одежду за счет работодателя.
- Получать премии по итогам года и квартала согласно документам компании.
- Пользоваться льготами по оплате обучения, организованного компанией.
5. Условия труда
- Продавец-кассир получает льготы по оплате обучения и повышения квалификации (курсы, семинары и другие программы) в размере 50% от их стоимости, но не чаще чем раз в два года.
- Режим работы сотрудника определяется внутренними документами компании.
- Премии кассирам выплачиваются по итогам квартала и года, в зависимости от выполнения планов продаж магазина.
- Не реже одного раза в год специалисту выдается комплект фирменной рабочей одежды.
Цель составления инструкции
Инструкция входит в перечень юридически значимых документов компании, регулирующих её отношения с сотрудниками. Она определяет ключевые аспекты деловых взаимоотношений специалиста и руководства работодателя.
Директор магазина, руководствуясь положениями инструкции, ожидает от кассира соответствующего поведения на рабочем месте. Сотрудник же может уверенно выполнять свои обязанности, не переживая о дополнительных нагрузках, не связанных с его работой. Инструкция служит обеим сторонам не только средством регулирования деловых отношений, но и инструментом для предотвращения внутренних конфликтов.
Что следует учитывать при написании должностной инструкции
Действующие нормы трудового законодательства не устанавливают форму и содержание должностной инструкции, поэтому компании могут разрабатывать её с учетом специфики своей деятельности. Однако существуют определенные стандарты составления документа. Обычно инструкция состоит из нескольких основных разделов:
- Общие положения.
- Функции.
- Права.
- Ответственность.
Дополнительно работодатель может включить несколько пунктов, конкретизирующих отдельные рабочие аспекты, например, условия труда.
Общие положения
Начальный раздел инструкции, где дается общее описание квалификации специалиста, каким стандартам должен соответствовать кандидат на должность, и другие типовые моменты.
Перечень навыков, которыми должен обладать работник, является ключевым элементом данного раздела, так как они должны соответствовать функциям, описанным в последующих разделах.
Функции
В разделе описываются рабочие обязанности, которые требуются от специалиста именно в данном магазине. Важно учитывать сферу деятельности компании и особенности работы конкретных магазинов, которые могут существенно различаться в зависимости от их размеров и местоположения.
В большинстве магазинов работает несколько кассиров. В этом случае работодателю важно решить, нужна ли индивидуальная инструкция для каждого специалиста или можно использовать общий шаблон.
Ответственность
Этот типовой раздел посвящен общему описанию принципов ответственности специалиста за допущенные им нарушения, связанные с работой. Здесь описываются общие моменты привлечения к ответственности, избегая конкретики, которая будет выяснена позднее, в ходе соответствующих разбирательств.
Права
В разделе перечисляются права специалиста с учетом специфики магазина, размеров компании и сферы её деятельности.
Условия труда
Раздел включается по усмотрению работодателя. Для кассира он желателен, если необходимо особо выделить какие-то рабочие моменты. Например, можно подчеркнуть льготы по предоставлению фирменной одежды или участие работодателя в оплате повышения квалификации сотрудника.
Готовая и согласованная должностная инструкция распечатывается на фирменном бланке. Для каждого работника — индивидуально, в единственном экземпляре. Далее ставятся подписи — самого кассира, а также директора магазина или иных уполномоченных лиц, представляющих работодателя. Печать фирмы на инструкции не требуется.
Обязанности кассира в продуктовом магазине: Полный гид 2025
г. Минск
ул. Берестянская, 9-1Н
- Шеф-повар
- Кондитер
- Пекарь
- Официант
- Бармен
- Продавец
- Контролер-кассир
- Администратор
- Горничная
- Кладовщик
- Мясник
- Монтажник строительных конструкций
- Забойщик скота
- Изготовитель мясных полуфабрикатов
Откровенный разговор с директором
Профессиональные и личные требования
Кроме выполнения обязанностей, начинающий продавец-кассир должен соответствовать ряду требований:
- Соблюдать рабочую дисциплину и субординацию;
- Быть вежливым, корректным и уметь общаться с людьми;
- Отличаться стрессоустойчивостью и неконфликтностью;
- Уметь концентрироваться и обладать хорошей памятью;
- Содержать в порядке внешний вид и униформу;
- Нести ответственность за свои действия и решения;
- Быть готовым к постоянному обучению и развитию;
- Не иметь вредных привычек.
Легко ли стать кассиром-продавцом и найти работу в стабильной компании? Конечно, если вы пройдете обучение на наших курсах повышения квалификации в Минске! Мы предлагаем широкий спектр профессиональных курсов с возможностью гарантированного трудоустройства! Кроме того, работа продавцом-кассиром – это отличная возможность зарекомендовать себя и получить должность старшего продавца-кассира, руководителя смены, заведующего и даже директора магазина!
Хотите стать продавцом-кассиром, кондитером или получить другую востребованную профессию? Звоните и записывайтесь на наши курсы – группы начинающих продавцов-кассиров, кондитеров и других специалистов формируются регулярно. Всего несколько месяцев обучения – и новая профессия у вас в кармане!
Должностная инструкция по специальности «Продавец продовольственных товаров — 1 вариант»
1.1. Эта должностная инструкция определяет права, ответственность и должностные обязанности продавца продовольственных товаров _______________________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.2. Продавец продовольственных товаров относится к категории технических исполнителей.
1.3. Назначение на должность продавца продовольственных товаров требует начального профессионального образования и специальной подготовки по утвержденной программе без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Назначение на должность продавца продовольственных товаров и освобождение от неё осуществляется на основании приказа руководителя предприятия.
1.5. Продавец продовольственных товаров подчиняется непосредственно _______________.
1.6. В своей работе продавец продовольственных товаров руководствуется:
— уставом предприятия и данной должностной инструкцией;
— правилами внутреннего трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями директора предприятия и непосредственного руководителя;
— нормативными документами и методическими материалами по вопросам
Продавец продовольственных товаров выполняет следующие функции:
2.1. Подготовка товара к продаже и обслуживание покупателей.
2.2. Консультация покупателей о свойствах и кулинарном назначении товара.
2.3. Изучение спроса покупателей.
2.4. Руководство работой продавцов с более низкой квалификацией.
Продавец продовольственных товаров выполняет следующие рабочие обязанности:
3.1. Подготавливает рабочее место, проверяет наличие и исправность оборудования, инвентаря и инструментов, настраивает весы.
3.2. Проводит подготовку товаров к продаже: проверяет наименование, количество, сорт, цену, состояние упаковки и правильность маркировки, а также распаковывает, осматривает внешний вид, осуществляет очистку, нарезку, разделку и рубку товаров.
3.3. Обслуживает покупателей: нарезает, взвешивает и упаковывает товар, подсчитывает стоимость покупки, проверяет правильность чека, выдает покупку.
— в составлении товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемо-сдаточных актов при передаче материальных ценностей.
3.5. Решает спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.
3.6. Контролирует своевременное пополнение товарного запаса, их сохранность, исправность и правильную эксплуатацию торгового оборудования, чистоту и порядок на рабочем месте.
3.7. Получает и подготавливает упаковочные материалы.
3.8. Размещает товары по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы, а также заполняет и прикрепляет ценники.
3.9. Подсчитывает чеки (деньги) и сдает их в установленном порядке.
3.10. Консультирует покупателей о свойствах и вкусовых особенностях отдельных видов товаров.
3.11. Оформляет прилавочные и внутримагазинные витрины и контролирует их состояние.
3.12. Участвует в приемке товаров, в том числе со склада, определяет их качество по органолептическим признакам.
3.13. Сообщает администрации о поступлении товаров, не соответствующих маркировке (накладной ведомости).
3.14. Заполняет заявки на ремонт торгово-технологического оборудования.
3.15. Изучает спрос покупателей и предлагает новые, взаимозаменяемые товары и товары сопутствующего ассортимента.
Продавец продовольственных товаров имеет право:
— с просьбами о содействии в выполнении своих рабочих обязанностей и прав;
— с предложениями по улучшению работы, связанной с обязанностями, предусмотренными данной инструкцией.
4.2. Обращаться к руководителям структурных подразделений и специалистам с запросами о предоставлении документов и информации, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся его деятельности.
Продавец продовольственных товаров несет ответственность:
5.1. В случае причинения материального ущерба, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, трудовым законодательством РФ.
5.2. В случае совершения правонарушений в процессе своей деятельности, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, административным законодательством РФ.
5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих рабочих обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией, в пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
один экземпляр получил: _____________ __________________