Для оценки приблизительного размера выплат по ОСАГО можно воспользоваться справочником Российского союза Автостраховщиков, чтобы узнать стоимость запчастей. Здесь вы узнаете, как определить цену запчастей и ремонта, и когда может понадобиться справочник.
Что такое справочник РСА
Это инструмент, который страховые компании используют для уточнения средней стоимости запасных частей и расчета выплат по ОСАГО.
Справочник включает три каталога, в которых указаны средние цены на запчасти и материалы, а также стоимость нормо-часа работ по ремонту.
Зачем нужен справочник
Справочник полезен, если страховая компания насчитала компенсацию после ДТП ниже реальных затрат на восстановление автомобиля. Автовладелец может самостоятельно узнать стоимость запчастей, рассчитать стоимость работ по ремонту или замене и проверить, насколько правильно страховая компания оценила ущерб после ДТП.
В большинстве случаев страховые компании принимают во внимание полученную информацию и увеличивают сумму выплат. Если страховщик отказывается пересмотреть сумму с учетом данных из справочника РСА, автовладелец может обратиться в суд.
Расчет по справочнику не заменяет независимую оценку. Он нужен для выявления спорных моментов, если сумма компенсации существенно занижена.
Важно понимать, что средняя стоимость запчастей в справочнике РСА не всегда совпадает с рыночной. Если модель автомобиля давно снята с производства, реальная цена комплектующих может быть значительно выше рекомендованной.
Как узнать цену запчасти по справочнику
Узнать стоимость запчастей и ремонта можно на сайте сервиса. В форме запроса нужно указать дату ДТП, регион, марку автомобиля и номер запчасти. В одном запросе может быть не более трех деталей.
Если информацию найти не удастся — возможно, неверно указан номер детали или она отсутствует в базе. В этом случае появится уведомление «По заданным параметрам поиска данные отсутствуют». Если запчасть есть в справочнике, вы увидите ее номер, наименование и среднерыночную стоимость.
Номер запасной части можно посмотреть на самой детали или поискать в интернете: на сайтах интернет-магазинов запчастей или в каталогах деталей по VIN-номеру.
Как меняются цены запчастей
Справочники регулярно обновляются с учетом роста цен и изменений в логистике поставок комплектующих. В 2022 году их обновляли дважды: 19 марта и 19 июня.
Очередное обновление ожидалось 19 сентября, но РСА решил пересмотреть новый справочник в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 11 сентября.
До этого сравнивали цену оригинальной запчасти и сертифицированных аналогов и заносили в справочник итоговую стоимость по каждой позиции. Теперь, если оригинальной запчасти нет на рынке, средняя стоимость в справочнике будет указана с учетом цен неоригинальных запчастей.
Новый справочник начнет действовать 19 октября 2022 года.
Оформить полис ОСАГО можно на нашем сайте.
Как делается расчёт ущерба по РСА (ОСАГО)
После последнего ДТП я позвонил в страховую компанию, чтобы записаться на осмотр и подачу документов.
Оператор предложила вызвать комиссара (бесплатная услуга, если вызов внутри МКАД).
— Хорошо, — сказал я, — пусть приезжает.
Комиссар приехал ко мне на работу и начал все измерять.
Эксперт решил, что нужно заменить бампер и фару (поскольку одно из креплений фары было сломано), но крыло предложил только ремонтировать.
Я спросил, когда будут результаты оценки ущерба.
(Почему ремонт невозможен, см. здесь: www.drive2.ru/l/487704051614482995/ — Меганыч стар, Super Star.)
— Когда? — спрашиваю. — Через пару дней. Только подпишите сразу бланк «доп.соглашения», а сумму я потом сам впишу, — отвечает он.
Я был немного ошарашен, потому что после подписания доп.соглашения оспорить сумму выплаты уже невозможно, а какую сумму впишут, известно только богу.
Естественно, подписывать отказался. Комиссар почесал голову, позвонил «главному» и говорит:
— Ладно, тогда я поехал, только подпишите акт осмотра…
Поскольку документы не были приняты, я снова позвонил в страховую и рассказал о ситуации.
Мне пообещали разобраться с произволом на местах, и я записался в обычный пункт удалённого урегулирования ущерба.
На следующий день я отправился на повторную оценку.
Эксперт из Major Assistance не включил замену бампера. Спросил его, а как же молдинг?
— Точно, — говорит, — добавлю замену накладки.
Крыло опять не попало в список на замену, зато попала фара (я не забыл указать ему на защелку). Причина «замены» фары:
Дождался оценки: 16200. Был удивлен.
Обычно окраска одной детали стоит 6 тысяч, молдинг 3 тысячи + фара 8-9 тысяч (если по рыночным ценам) — с учетом 50% износа должно было получиться около 18-20 тысяч с учетом ремонта вмятины.
Подписывать доп.соглашение не стал. Решил сначала посмотреть расчет суммы, а это можно сделать только в центральном офисе по предварительной записи и после того, как документы из удаленного пункта урегулирования дойдут до офиса.
Пока было время, решил разобраться, как сейчас происходит расчет ущерба.
Выяснилось, что на данный момент (2017 год) расчеты любых, даже самых независимых экспертов, могут вестись только по ценам, объявленным российским союзом автостраховщиков (цены обновляются раз в полгода, так как привязаны к курсу евро/доллара). Там указаны и нормо-часы на различные работы, и их стоимость (по маркам авто), и стоимость запчастей.
Следовательно, изменить «сумму к оплате» (даже через суд) можно только если первоначально эксперт не включил какие-то работы или повреждения в акт осмотра или серьезно ошибся оценщик (использовал не те номера деталей или виды работ).
Замечательно, что если расчет независимого эксперта будет отличаться менее чем на 10% от озвученного страховой, то суд даже не будет рассматривать дело, так как 10% заложены в «погрешность» расчета.
Посмотреть цены можно на официальном сайте РСА: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html (зачем страховщики делают из этого тайну, непонятно).
Выбирается дата ДТП, регион, марка авто и вводятся номера запчастей.
Вбил интересующие меня детали (левая фара 7701 047 184, ручка водительской двери 7700 433 075, левое крыло 7751 696 568):
— Стоимость фары (2.8 тыс. руб.) ниже цены любого неоригинала и ниже стоимости оригинальной б/у фары. При этом левая фара на праворульную версию Мегана (да, такая тоже была) по РСА стоит 9 тысяч, то есть вполне рыночную цену (так же как и почти все молдинги — около 3 тысяч за штуку).
— Ремонт вмятины на крыле стоит больше (Карл!), чем новое крыло с учетом износа… Так что даже хорошо, что крыло на замену не записали, иначе сумма выплаты уменьшилась бы. Какой-то абсурд.
Убедившись, что расчет действительно верен и обжалованию не подлежит, решил поехать подписать соглашение, чтобы не тратить время на поездку в центральный офис.
Перед выездом протер бампер тряпкой:
Нет, никакого молдинга нет Есть неокрашенный участок бампера под «молдинг».
Полез в каталог:
Раз голый пластик поцарапан — значит замена. Но если внимательно посмотреть на фото, то видно, что даже окрашенная часть бампера рельефная, а значит любая царапина, повреждающая этот рельеф, тоже будет заменой
Номера бамперов:
— RENAULT 77 01 367 998 (и ещё 3 разновидности) без молдингов
— RENAULT 77 01 471 764 (и ещё 3 разновидности) с молдингами
Оценка на сайте РСА показывает 3800 за первый вариант и 4200 за второй… Как говорится, от всей души.
Стоимость этой детали по РСА ближе к реальной: 4500 рублей.
4500+3800 больше, чем 2300 (за вымышленную накладку на бампере), поэтому поехал к эксперту поделиться своими наблюдениями
Было уже поздно, но эксперта всё же удалось застать на месте. Он согласился с доводами и внёс исправления в акт осмотра, к счастью, документы ещё не были отправлены в страховую.
В итоге сумма изменилась с 16200 на 20100 (а если бы не показал фару и не напомнил про молдинг, то было бы около 13000). Жду выплаты.
Выплатили всю сумму, уложились в 10 дней.
Вывод из всей этой истории прост: не попадайте в серьёзные ДТП (на «прулях» можно :)).
При этом серьёзными ДТП считаются те, где есть что-то большее, чем пара притёртостей, которые можно убрать полировкой.
Но если всё-таки попали, то нужно внимательно осмотреть автомобиль и учесть все мелочи.
Эти мелочи (например, замена фары или губы в моём случае) позволят приблизить сумму ущерба к реальной, несмотря на высокие ценники РСА.
Ну и при действительно серьёзных ДТП (когда повреждены не только внешние кузовные детали) после оценки в страховой нужно проводить полноценную независимую экспертизу (с разбором авто при необходимости), потому что иначе весь список работ и запчастей не определить.
И пусть вас минует эта участь (с) )
И пусть вас минует эта участь (с) )