Авария и инцидент на дороге: причины, последствия и способы предотвращения

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это ситуация, в которой как минимум одно транспортное средство причиняет ущерб имуществу или наносит вред здоровью людей. Существует несколько основных причин ДТП, зависящих от основного нарушителя правил.

Эти происшествия могут быть вызваны водителями, плохим состоянием дорог, неблагоприятными погодными условиями или неисправными транспортными средствами, такими как неисправная система управления.

Наиболее часто аварии происходят из-за нарушения правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами. Это включает в себя разнообразные нарушения – превышение скорости, игнорирование правил проезда и перехода, пересечение встречной полосы, проезд на красный сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда и отсутствие пристегнутого ремня безопасности.

Использование алкоголя за рулем также является значительным фактором риска. По мировой статистике примерно 35% всех ДТП происходят из-за нетрезвых водителей, что существенно снижает скорость реакции и увеличивает вероятность происшествия.

Влияние электронных устройств за рулем также необходимо учитывать. Использование мобильных телефонов, отправка сообщений или просмотр социальных сетей существенно отвлекает водителя и снижает его внимательность и скорость реакции.

Техническое состояние автомобиля, включая неправильно настроенные тормозные системы или несработавшие подушки безопасности, может также привести к серьезным последствиям и угрозе жизни.

Качество дорожного покрытия также играет важную роль. Неисправности светофоров, неправильная разметка и другие дорожные знаки могут способствовать авариям, особенно на опасных участках дороги.

Неправильное поведение пешеходов, такое как переход дороги в неположенном месте или на красный свет, часто становится причиной наездов, особенно в темное время суток.

Неблагоприятные погодные условия, такие как туман, дождь, снег или гололед, также увеличивают риск ДТП, ухудшая видимость и сцепление с дорогой.

Никогда не следует поддаваться агрессии со стороны неуравновешенных водителей. Это может повлечь за собой непредвиденные аварии и лишнее расходование нервов.

ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району

Изменения в расследовании аварий на ОПО: ключевые моменты

Осенью начнут действовать новые правила, затрагивающие процесс расследования причин аварий, инцидентов и потерь взрывчатых материалов промышленного назначения. Мы изучаем изменения и поясняем, как на них реагировать.

Расследование аварий и инцидентов на ОПО осуществляется в соответствии с:

Советуем прочитать:  Пример отзыва на исковое заявление в арбитражный суд

• ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ[1];• ст. 11.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ[2];

• Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения[3].

Приказ Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126[4] внес изменения в указанный Порядок. Цели поправок были следующими:

1. Конкретизация сроков технического расследования аварий на ОПО (включая аварии ГТС) комиссией по техническому расследованию.

2. Предоставление Ростехнадзору права обязывать эксплуатирующие ОПО проводить расследование аварий, полученных не из официальных источников, а например, из обращений граждан, СМИ или социальных сетей.

3. Уточнение формулировок и исправление ошибок в Порядке.

Не все поправки затрагивают процесс расследования аварий и инцидентов; некоторые имеют редакторский характер и не влияют на процедуры.

❶ Уточнены сроки технического расследования аварии.

Существующий Порядок является «постгильотинным» нормативным актом, вступившим в силу 1 января 2021 года. Сразу стало понятно, что ряд его требований приводит к логическим коллизиям в определении сроков расследования. Эту проблему мы уже обсуждали в одном из выпусков журнала[5].

В ходе пересмотра нормативных актов специалисты Ростехнадзора «с водой выплеснули и ребенка», в результате формулировка по срокам технического расследования аварии в Порядке стала неопределенной. В старой редакции[6] было четкое определение: 30 календарных дней с момента назначения комиссии до подписания акта. В новой редакции сроки не указаны, но установлен максимальный срок составления акта — не более 30 календарных дней после завершения расследования:

10 декабря 2021 года мы передали публикацию, посвященную проблемам применения Порядка, начальнику правового управления Ростехнадзора Дмитрию Яковлеву, который помог разъяснить, какие сроки расследования следует соблюдать.

25 мая 2022 года был опубликован Приказ № 126 о внесении изменений в Порядок[7]. Новые правила вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать до 1 января 2027 года.

Алгоритм технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения с 1 сентября 2022 года будет аналогичен алгоритму из старого Порядка.

В алгоритме используются следующие обозначения:
фиолетовым цветом — регламентировано Порядком;
серым цветом — регламентировано Положением по техническому расследованию причин инцидентов.
1 Список организаций:

  • Территориальное управление РТН;
  • администрация муниципального образования страховую организацию, с кото-
  • рой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности;
  • территориальное профсоюзное объединение по субъекту федерации;
  • Росприроднадзор — территориальное управление;
  • комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта федерации (при авариях);
  • главное управление МЧС России по субъекту федерации;
Советуем прочитать:  Как узнать информацию о зарегистрированных в квартире жильцах

2 Форма квартального отчета не регламентирована нормативными правовыми актами. Обычно предоставляется краткая информация о месте и времени происшествия, а также прилагается акт расследования с сопутствующими материалами.
3 См. п. 32 Порядка.
4 Ранее Порядок предусматривал участие представителя территориального управления Ростехнадзора, теперь это отдано на усмотрение экспертов.

❷ Цели технического расследования аварии уточнены.

Новая редакция Порядка обязывает с 1 сентября при расследовании определить не виновных в аварии, а тех, кто допустил нарушения требований промышленной безопасности или требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, и суть этих нарушений:

Ранее комиссия устанавливала только меры по предотвращению подобных аварий и профилактические меры, теперь же необходимо дополнительно выяснить, какие меры были приняты для локализации последствий аварии.

Таким образом, после 1 сентября 2022 г. комиссия в ходе проведения технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах или гидротехнических сооружениях должна установить:

• обстоятельства и причины аварии;

• допущенные нарушения требований промышленной безопасности (требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений);

• лиц, допустивших эти нарушения;

• меры, принятые для локализации аварии и ликвидации ее последствий;

• меры по предупреждению подобных аварий

и зафиксировать эти выводы в документах: акте расследования аварии и других материалах дела.

❸ Техническое расследование причин аварий может начаться по итогам проверки.

До 1 сентября 2022 г. единственным основанием для назначения комиссии и начала расследования аварии было оперативное сообщение о происшествии.

Однако не все эксплуатанты добросовестны. Иногда единственным источником информации об аварии становится сообщение в соцсети или пересланное через мессенджер.

С 1 сентября ситуация изменится. Закон о госконтроле гармонизирован с Порядком, и Ростехнадзор получил право инициировать расследование аварии не только на основании оперативного сообщения, но и других источников информации:

Советуем прочитать:  Инструкции по возврату денег за отменённый заказ на Ozon: советы и правовые аспекты

Порядок реагирования надзорных ведомств на информацию об авариях, размещенную в сети, установлен ст. 58 Закона о госконтроле.

[1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 116-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции от 11 июня 2021 г.; далее — Федеральный закон № 117-ФЗ).

[3] Утверждено Приказом от 8 декабря 2020 г. № 503 (далее — Порядок).

[4] Приказ Ростехнадзора от 14 апреля 2022 г. № 126 «О внесении изменений в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503» (далее — Приказ № 126).

[5] Подберезина С. Г. О сроках расследования причин аварий // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы. Ответы — 2021. — № 6. — С. 65.

[6] Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480; далее — старый Порядок.

[8] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изменениями от 6 декабря 2021 г.; далее — Закон о госконтроле).

Т. Н. Гордюшина,
специалист по охране труда ООО «СтройИндустрия»

Материал публикуется частично. Полный текст можно найти в журнале «Промышленная безопасность» № 4 за 2022 год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector