Закупки по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ: какую практику отметила ФАС в обзорах за март 2025 года

Контролеры решили, что заказчик неверно определил победителя закупки с доптребованиями на строительство объекта капитального строительства. Для оценки опыта он представил договор, по которому выполнял лишь отдельные виды работ. Договор субподряда не подтверждает опыт.

Определили неправильный порядок оценки заявок

В одном случае заказчик закупал работы по развитию и сопровождению информационной системы. Для оценки заявок по критерию «характеристики объекта закупки» участники должны были выполнить часть работ по контракту.

Контролеры решили: порядок оценки обязывает участника выполнить часть работ до заключения сделки для получения баллов. Эти обязательства необоснованные.

В другом примере участники строительной закупки для оценки опыта должны были приложить к исполненному договору документы о приемке, об оплате, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Контролеры посчитали лишним требование документов об оплате, поскольку они подтверждают лишь факт проведения финансовых операций между контрагентами. Документов о приемке и разрешения было достаточно.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Указали неверное основание для отклонения заявки

Участник предложил в заявке параметры товара, не соответствующие требованиям заказчика. Его заявку отклонили за предоставление недостоверных сведений.

Контролеры нашли нарушение: в данном случае следовало применить другое основание – отклонение за несоответствие информации и документов требованиям извещения.

Требовали провести дополнительные расчеты ценового предложения

По условиям закупки участники включали в ценовое предложение сводную таблицу стоимости работ по каждой позиции согласно формам.

Контролеры нашли нарушение: по Закону № 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты.

Установили неоднозначные условия поставки

По условиям закупки поставлять товары нужно было в разные регионы РФ. В проекте договора определили, что обязательства исполняются на основании разнарядок заказчика, которые следует направлять не позднее чем за 5 календарных дней до поставки. Способ доставки товара выбирал заказчик. Контролеры решили, что это ограничило конкуренцию:

  • спорные положения обязывают в сжатые сроки поставить товар в разные регионы неизвестным на момент заключения договора способом;
  • по Закону № 223-ФЗ в документации надо указывать конкретные условия поставки товаров. Из-за отсутствия однозначного порядка их отгрузки участники не могут оценить возможность исполнения договора и определить цену.

Ефимов: 10 проконкурентных практик Москвы ФАС признала лучшими

Самые эффективные подходы Москвы в сфере конкурентной политики за 2022 год были отмечены в «Белой книге» Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, в неё вошли сразу 10 проконкурентных столичных практик.

«Город постоянно разрабатывает и запускает новые технологии, проекты и учебные программы для развития конкуренции. Многие проконкурентные практики, внедренные в столице, были признаны Федеральной антимонопольной службой одними из лучших в России», — сказал вице-мэр Москвы.

Владимир Ефимов уточнил, что наиболее действенными мерами по поддержке конкуренции, внедренными в Москве, стали: запуск онлайн-сервиса «Банк технологий», развитие промышленного туризма через проект «Открой Моспром», пилотный проект для старшеклассников «Культура конкуренции» и другие важные инициативы.

В рамках проекта «Культура конкуренции» для учеников 9-11 классов московских школ были организованы бизнес-семинары. На этих семинарах эксперты в игровой форме объяснили основные инструменты создания развитой свободной конкурентной среды и подчеркнули, почему это важно в современном мире. Руководитель Департамента по конкурентной политике Иван Щербаков отметил, что программа стартовала в пилотном формате в 2022 году. В проекте приняли участие 250 школьников из 10 образовательных учреждений Москвы.

Советуем прочитать:  Проверка физического лица на банкротство

«Программа разработана для старшеклассников московских школ с целью показать, что конкуренция присутствует во всех сферах жизни и является нормальным состоянием общества. Благодаря программе учащиеся смогут понять такие понятия, как рыночные механизмы, прозрачность и честность городских торгов и закупок», — отметил он.

В «Белую книгу» Федеральной антимонопольной службы включены два решения в сфере поддержки и популяризации промышленности, которые активно используются в Москве. Первое — предоставление льготной арендной ставки земельных участков в размере одного рубля в год. Это предложение доступно предпринимателям для реконструкции или строительства промышленных объектов в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов. Второе — развитие промышленного туризма через проект «Открой Моспром». Цель проекта — показать жителям и гостям города, как работают столичные производства. Для этого организованы бесплатные экскурсии, проводятся викторины и квизы на тему промышленности в онлайн- и очном формате.

ФАС также отметила «Банк технологий» — онлайн-сервис для бизнеса, который помогает коммерческому сектору находить подходящие технологии, инструменты и IT-решения для расширения и развития. Министр правительства Москвы, глава Департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский сообщил, что «Банк технологий» был запущен три года назад. Сегодня сервис предлагает более 420 технологических решений, которые помогают обеспечить высокое качество продукции, снизить процент брака, увеличить производительность труда и повысить уровень безопасности сотрудников на опасных производственных участках.

«Наибольшей популярностью пользуются промышленные роботы и VR-технологии — создание цифровых двойников различных предметов. Сегодня на промышленных предприятиях внедряют даже геймификацию. Обычно это помогает обучить специалистов работе на дорогостоящем и сложном оборудовании», — добавил он.

В «Белую книгу» Федеральной антимонопольной службы включен онлайн-сервис «Бизнес-боксы». В его рамках представители бизнеса могут бесплатно получить пакетные предложения от лидеров рынка. Высоко оценено решение по формированию цифровых паспортов объектов капитального строительства, что способствует уменьшению административных барьеров для бизнеса.

Среди лучших проконкурентных практик, кроме упомянутых выше, ФАС отметила: программу поиска и отбора перспективных решений для городского транспорта «ROAD SHOW», а также акселерационную программу адаптации экспортных стратегий в новых экономических условиях «GLOBAL GATE». Деятельность правительства Москвы по поддержке инноваций на примере Московского инновационного кластера и проекта «Карта инновационных решений» также была признана. Кластер создает экосистему продуктов и услуг, формируя условия для эффективного развития инноваций и новых проектов. Карта, инициированная Агентством инноваций Москвы, направлена на стимулирование спроса городских заказчиков на инновационную продукцию, представляя собой открытую платформу для поиска решений от отечественных технологических компаний.

ФАС ежегодно составляет «Белую книгу», включающую лучшие практики региональных органов власти, направленные на развитие конкуренции.

Эффективные решения ФАС: кейсы, примеры и лучшие практики 2025 года

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Вышестоящие организации
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Учебно-методический центр ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
    • Конкурсы (закупки)
    • Порядок и условия поступления на госслужбу
    • Коллегиальные органы
      • Коллегия ФАС России
      • Биржевой комитет
      • Правление ФАС России
      • Апелляционная инстанция
      • Методический совет
      • Комиссия по товарным рынкам
      • Президиум ФАС
      • База решений
      • Документы
        • Нормативные правовые акты
        • Разъяснения Президиума ФАС
        • Разъяснения
        • Информационное письмо
        • Аналитические материалы
        • Доклады
        • Планы деятельности
        • Отчетность
        • Соглашения о взаимодействии
        • Сведения о полезном отпуске
        • Статистика
        • Бюджет ФАС России
        • Административные регламенты ФАС
        • Открытое ведомство
          • Концепция открытости ФОИВ
          • Публичные декларации ФАС России
          • Открытые данные
          • Белая и черная книги
          • Буклеты о лучших практиках
          • Опросы
          • Работа с референтными группами
          • Наука и образование
          • Медиа-архив
          • Буклеты
          • Новости
          • Международное сотрудничество
            • Двустороннее сотрудничество
            • Международные организации
            • Международные мероприятия
            • Международные рабочие группы
            • Архив
            • Территориальные органы
              • Положение о ТО ФАС России
              • Контакты
              • Задачи и функции территориальных органов ФАС
              • История создания территориальных органов ФАС России
              • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
              • Стандарт развития конкуренции
              • Новости ТО ФАС России
              • Общественный совет при ФАС России
              • Экспертные советы при ФАС России
              • Обратиться в ФАС
                • Порядок обращения
                • Общественная приемная ФАС России
                • Отчеты о работе с обращениями граждан
                • Часто задаваемые вопросы
                • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
                • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов
                • Направления деятельности
                  • Антимонопольное регулирование
                    • Антимонопольный контроль
                    • Надзор за проведением торгов
                    • Контроль за распределением государственного и муниципального имущества
                    • Контроль в области природных ресурсов
                    • В сфере связи
                    • В энергетическом секторе
                    • В химической промышленности
                    • В информационных технологиях
                    • В строительстве и недвижимости
                    • В сфере ЖКХ
                    • В социальной сфере
                    • В транспортной отрасли
                    • В агропромышленном комплексе
                    • В электроэнергетике
                    • В промышленности
                    • Надзор за органами власти
                    • В оборонно-промышленном комплексе
                    • Контроль в здравоохранении
                    • На финансовых рынках
                    • Рынки услуг в таможенной сфере
                    • Рынки алкогольной продукции
                    • Рынки продукции, содержащей никотин
                    • Контроль за недобросовестной конкуренцией
                    • Контроль в сфере непроизводственных услуг
                    • Охранная деятельность
                    • Борьба с картелями
                    • Обзор практики административной апелляции
                    • Надзор за государственными и муниципальными преференциями
                    • Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
                    • Итоги государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе
                    • Список иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории РФ
                    • Информация о лицах, подозреваемых в нарушении ч. 10.4 ст. 5, п. 11 ст. 7 Закона о рекламе
                    • Информационные системы
                      • Мониторинг цен на нефтепродукты
                      • Показатели для вычета акциза
                      • Показатели для расчета налога на добычу полезных ископаемых и акциза на жидкую сталь
                      • Расчет налога на добычу полезных ископаемых (газа горючего)
                      • Калькулятор КУ
                      • Раскрытие информации в ЖКХ
                      • Реестр жалоб
                      • Реестр недобросовестных поставщиков
                      • Реестр субъектов естественных монополий
                      • Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта
                      • Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности
                      • Реестр недобросовестных участников аукциона
                      • Горячая линия
                      • Результаты мониторинга индекса изменения платы за коммунальные услуги
                      • Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ
                      • ГИС «Независимый регистратор» на электронных аукционах
                      • Индикативный тариф на транспортировку нефти
                      • ИС «Электронное ходатайство»
                      • Реестр недобросовестных участников земельных аукционов
                      • Поиск
                        • Карта сайта
                        • Теги
                        • Подписка на рассылку ФАС
                        • Картина дня
                        • Публичные декларации ФАС России
                        • Личный кабинет
                        • Конкурсы
                          • Конкурс для СМИ
                          • Конкурс для студентов

                          ФАС соберет лучшие и худшие кейсы по конкурентному поведению

                          ФАС готовит «белую и черную книги» проконкурентных и антиконкурентных практик за прошедший год.

                          При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации

                          ФАС сформировала проекты «белой и черной книг» проконкурентных и антиконкурентных практик за 2019 год, сообщается на сайте службы.

                          Замначальника Административного управления – секретариата руководителя ФАС Лариса Целикова рассказала, что «белая» книга с лучшими практиками регионов по развитию конкуренции уже почти завершена. В ближайшее время ФАС также окончательно утвердит примеры антиконкурентных практик для «черной книги». Это поможет регионам улучшить меры по развитию конкуренции.

                          Пять нарушений заказчика по 223-ФЗ, когда поможет жалоба в ФАС

                          Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов сообщил, что документ будет размещен на сайте ФАС.

                          Также ФАС намерена разработать методические рекомендации по антимонопольному комплаенсу, которые учтут особенности различных отраслей, виды нарушений антимонопольного законодательства и меры ответственности за них.

                          Читайте самое интересное из нового выпуска журнала «Юрист компании»:

                          • Как безболезненно расторгнуть договор аренды. Четыре варианта для арендаторов
                          • Решения Верховного Суда по договорным вопросам, устойчивые к пандемии
                          • «Стороны не имеют претензий». Эффективность такой оговорки
                          • Цифровизация делопроизводства: переход на онлайн-документы
                          • «Юристы всегда готовятся к худшему» — интервью с начальником юридического отдела Canon
                          • Три вопроса о процессуальных сроках, с которыми сталкиваются юристы

                          Ближайшие бесплатные вебинары для юристов

                          Что делать при невыгодном решении суда? Нарушения, которые могут помочь в апелляции и кассации
                          17 июня, понедельник. Спикер: Андрей Набережный, главный редактор журнала «Арбитражная практика для юристов», преподаватель МГЮА.

                          Кадровый аудит: как обновить ЛНА с учетом изменений в законодательстве и судебной практике
                          20 июня, четверг. Спикер: Анна Устюшенко, партнер и руководитель практики «Коммерческое и трудовое право» юридической фирмы INTELLECT

                          Взаимодействие с контрагентами: как защитить бизнес от налоговых рисков
                          24 июня, понедельник. Спикер: Алексей Станчин, старший налоговый консультант компании Tax Compliance

                          Банкротство, долевое строительство и потребительский терроризм: минимизация рисков для застройщиков
                          26 июня, вторник. Спикер: Анастасия Поликыржа, адвокат в области недвижимости и долевого строительства, кандидат юридических наук, организатор конференции «Недвижка в законе»

                          Сервисы и образцы документов для корпоративных юристов доступны в Системе Юрист

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector