Многие интересуются, каковы последствия езды на зимней резине летом? Неоспоримо, что это очень опасно, так как главная проблема — нестабильность автомобиля . В жаркое время года, на дороге шины начинают «растекаться». Такая ситуация может привести к аварии. Кроме того, рулевое управление также страдает. Автомобиль реагирует на действия водителя с задержкой. Но это еще не все. Если кто-то решает сэкономить на летней резине и использовать зимнюю в теплое время года, то такая экономия будет сомнительной. Зимняя резина в летнее время быстро изнашивается и увеличивает расход топлива примерно на 2 литра. Получается, что увеличивается потребление топлива и шины быстро изнашиваются. Еще одним недостатком является аквапланирование. На сухой дороге в зимнюю резину шины ведут себя достаточно неплохо, но если попасть в лужу, сцепление с дорогой исчезает и начинается аквапланирование. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование зимних шин летом — не самая лучшая идея. Некоторые автолюбители не меняют шины по той причине, что хотят их «дотереть» к следующему году и купить новые. Но вновь, это очень опасная практика и риски слишком велики.
Технические характеристики таких шин
- Зимняя шина более мягкая, что обеспечивает лучшее сцепление с дорогой в зимнее время года, особенно на обледенелых и заснеженных участках. Однако на чистом асфальте ее характеристики немного снижены.
- Зимняя шина имеет специальный состав, который предотвращает ее замерзание при низких температурах. Летняя шина, напротив, более жесткая и теряет свою эластичность при холоде.
- Один из ключевых отличий — рисунок протектора. Зимняя шина имеет классическую резину с рисунком «ёлочки», который обладает более глубокими и разнообразными нарезками. Летняя шина имеет менее сложный рисунок.
Понесет ли штраф за использование зимней резины?
В случае обнаружения нарушения правил дорожного движения, связанного с использованием некачественных шин, предусмотрено наложение штрафа в размере 500 рублей со стороны сотрудников ГИБДД. Ранее было предложено правительством установить более высокие штрафы в размере 2000-3000 рублей, однако большинство проголосовало за минимальную сумму штрафа – 500 рублей. Такую же сумму придется заплатить тем владельцам автомобилей, которые не следят за состоянием своих шин. При осуществлении проверки, инспекторы ГИБДД будут обращать внимание на следующие критерии:
- глубину протектора;
- общее состояние покрышек (наличие порезов, износа и других повреждений);
- маркировку.
Зимние шины в летнее время: особенности использования
Когда лето наступает, температура асфальта резко повышается, и водителям не стоит рисковать ездить на зимних шинах, которые не предназначены для этого сезона. Часто возникает вопрос: можно ли использовать зимнюю резину без шипов в летний период или это противозаконно? Не стоит пренебрегать своевременной заменой шин в зависимости от сезона, поскольку это обеспечивает вашу безопасность и помогает избежать возможных ДТП, в которых рискуют пострадать не только вы, но и ваши пассажиры, пешеходы или другие участники дорожного движения.
Смена резиной в зависимости от времени года — это важный процесс, который поможет вам выбрать оптимальные шины для нужного сезона и обеспечить надежное сцепление с дорогой, избегая аварийных ситуаций. Согласно Техрегламенту Таможенного союза, замена покрышек сезонно предусмотрена законом. Однако использование шипованной резины в летние месяцы влечет за собой штраф, а резина-липучка позволяет ездить в любое время года, так как ее использование официально не запрещено.
Хотя закон не определяет, можно ли использовать зимнюю резину без шипов летом, езда на шинах, соответствующих сезону, рекомендуется. Климатические условия в разных регионах РФ могут значительно отличаться, поэтому водителям следует оценивать текущую ситуацию и учитывать погодные условия.
- Длина корпуса автомобиля будет увеличивать тормозной путь;
- Выполнение поворотов авто будет сопровождаться медленной реакцией колес;
- При наборе скорости или во время поворотов может возникнуть занос автомобиля;
- Использование зимней резины без шипов в летнее время приведет к увеличению расхода топлива и дополнительным финансовым затратам;
- Зимняя резина без шипов значительно ограничит возможности быстрого разгона автомобиля;
- В жаркую погоду возможен взрыв зимней резины из-за ее размягчения.
Расчеты и правовые аспекты
Существует закон, запрещающий использование шипованных покрышек летом, однако использование зимней резины без шипов остается на усмотрение владельца автомобиля. Летом вы не можете быть оштрафованы за использование зимней резины, но это решение сопряжено с рядом негативных последствий.
Важность сезонной смены покрышек
Смена шин в зависимости от сезона является очень важной задачей, которая помогает сэкономить деньги и обеспечить комфорт на дороге. Правильно проведенная замена резины позволит избежать излишних расходов и аварийных ситуаций на дороге, которые могут возникнуть из-за плохого сцепления автомобиля с дорогой. Согласно статистике, множество дорожно-транспортных происшествий происходят именно из-за неправильной резины. Зимняя шина без шипов может стать причиной многих проблем и дополнительных затрат (теперь вы знаете, можно ли на ней ездить летом). Для того чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется использовать шины, которые предназначены для конкретного сезона.
Почему использование зимних шин летом может быть опасным?
Разрешается ли использовать зимние шины летом?
К сожалению, нет. Закон о смене шин вступит в силу только с 1 января 2015 года, вместе с техническими регламентами Таможенного союза.
Однако будут наказывать только тех, кто ездит зимой на летней резине или летом на шипах.
Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной резине, то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.
Летние шины и нешипованная резина: в чем разница?
У летних шин рисунок протектора представлен крупными гладкими «шашечками» и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые эффективно отводят воду из-под колеса во время дождливой погоды.
Зимние шины обычно имеют специальный рисунок протектора, представляющий собой «ёлочку» с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. На поверхности шины можно наблюдать множество мелких зигзагообразных прорезей, так называемых ламелей. Этот рисунок обеспечивает отличное сцепление и управляемость на снегу, а также стабильность на заснеженных трассах.
Зимние шины намного мягче, благодаря чему они обеспечивают хорошую сцепку с дорогой как в морозную, так и в легкую оттепель. Летние шины, напротив, более жесткие и при морозе быстро теряют свои характеристики.
Однако летом необходимо иметь шины определенной жесткости, а также рисунок протектора и систему отвода воды, специально разработанные для летних условий. В этом аспекте зимние шины имеют свои недостатки.
Как зимние шины ведут себя летом?
Представители финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники») провели недавно крупное сравнительное исследование летних и нешипованных зимних шин. Было выяснено, что наиболее значительные различия между летними и зимними шинами проявляются в летних условиях на мокром асфальте и при экстренном торможении.
Таким образом, в испытании на аквапланирование летние шины «всплыли» на подтопленном треке при скорости 84,1 км/ч. В то время как для зимних шин этот порог оказался заметно ниже: неприятный эффект аквапланирования начался уже при скорости 69,5 км/ч.
В рамках тестирования эффективности торможения от 80 до 5 км/ч автомобиль с летними шинами остановился на расстоянии 28,9 метра. В то время как машина, обутая во фрикционную резину, продолжила движение и остановилась на отметке в 43 метра. Разница в три корпуса!
Выводы финских экспертов были ясны: зимние шины не рекомендуются для использования в летних условиях!
Согласно Матти Мори, руководителю службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres, использование более мягкой резиновой смеси и изменение структуры протектора зимних шин негативно влияет на их сцепные свойства на мокрой дороге. Кроме того, такие шины имеют замедленные реакции на рулевое управление и низкую устойчивость автомобиля.
Основной вывод, полученный от специалистов-шинников, гласит: необходимо «переобуться» на летние шины! Использование зимних шин можно оправдать лишь на короткий период времени, а зимние покрышки должны рассматриваться как запасные колеса для экстренных ситуаций.
Основные опасности, которые подстерегают тех, кто продолжает использовать зимнюю резину летом:
плохое сцепление с асфальтом, особенно на мокрой дороге: при высоких скоростях автомобиль будет раскачиваться из стороны в сторону;
замедленные реакции автомобиля на управление: забудьте о быстрой реакции на повороты;
Износ покрышек возрастает: если комплект, не снятый в начале лета, прослужит до следующей зимы, то это уже успех…
Советы автоэксперта: не используйте шины-липучки летом
Автоэксперт Мишин предупредил, что шины-липучки могут плавиться на горячем асфальте
Сергей Мишин, эксперт в области автомобилей, рассказал «Газете.Ru», что закон не запрещает использовать шины-липучки (фрикционные) летом, но при жаркой погоде они могут плавиться, поэтому лучше отказаться от их использования. Вот как он прокомментировал заявление Михаила Черникова, генерал-лейтенанта полиции, о том, что шины-липучки можно использовать в любое время года и за это не полагается штраф.
«Существует технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и приложение №8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации». Что касается смены шин сезонально, то там сказано следующее: если использовать шины с шипами, они должны быть установлены на все колеса автомобиля. То есть, запрещается использовать липучки на одной оси и шипы на другой.
Следующий пункт — использование автомобилей, оснащенных шинами с шипами, в летний период запрещено. То есть технический регламент запрещает использовать автомобили, оснащенные шинами с шипами, но не запрещает липучки. Зимой запрещается использовать автомобили без зимних шин. Шина считается зимней, если остаточная высота протектора составляет более 4 мм. Значит, нельзя ездить на липучках и на шипах зимой, если глубина протектора меньше 4 мм. Поэтому все специалисты по шинам рекомендуют использовать оставшиеся 4 мм протектора летом, но для этого шипы на зимних шинах должны быть извлечены», — пояснил Мишин.
Согласно мнению эксперта, шины-липучки из технической точки зрения не так эффективны, как обычные летние шины.
В результате проведенных испытаний стало очевидно, что шипованные шины хуже себя показывают на асфальте, тормозя примерно на 5-7% меньше, чем летние и фрикционные шины. Это связано с тем, что скользкий шип ухудшает тормозные характеристики. Если речь идет о шинах-липучках, я бы также не рекомендовал их использовать летом, особенно в жаркую погоду. Это связано с тем, что резина у них более мягкая и может плавиться при высокой температуре асфальта. В шинах-липучках слой выше 4 мм обычно очень мягкий, и технически неправильно использовать их в жаркую погоду. Однако закон не запрещает такое использование», — отметил Мишин.
В пресс-центре МИЦ «Известия» генерал-лейтенант полиции Михаил Черников подчеркнул 5 сентября, что «липучка» остается допустимой вариантом резины для использования летом. Он отметил, что эта шина не оказывает влияния на любые факторы.
С 1 сентября 2025 года в России вступило в силу постановление, запрещающее использование зимних шин летом и летних шин зимой.