Не секрет, что мошенники уже давно активно действуют, стремясь добраться до наших денег.
Если раньше была популярна схема «Мама, я сбил человека», то теперь они придумывают новые уловки. Например, «Вас беспокоит служба финансового контроля Такого-то Банка, мы проверяем актуальность Ваших данных, чтобы предотвратить возможную утечку информации».
Не стоит говорить, что никакие банки с такими проверками данных не звонят. Это вроде бы очевидно. Но (!) видимо у граждан (особенно пожилых) срабатывает эффект солидности. Вроде как не просто кто-то в трубку сопит и заикается, а говорит все это хорошо поставленным дикторским голосом, как у Левитана. На это и рассчитывают мошенники — чем солиднее звучит, тем выше вероятность успеха.
Сразу скажу, что посылать по матушке и бросать трубку — бесполезно. Мошенникам (особенно тем, кто «работает» из мест не столь отдаленных) — время девать некуда, они не поленятся еще раз десять перезвонить с тем же вопросом.
Говорить им, что у вас все в порядке и так далее — тоже не лучшая стратегия, потому что они непременно попытаются втянуть вас в длинный диалог, в котором, забывшись, или случайно сообщите что-то лишнее, или произнесете запретные фразы типа «Да», «Конечно» и т.д.
То есть, именно то, что им нужно, чтобы затем использовать вашу запись для мошеннической операции.
Одна из тактик взаимодействия с мошенниками — встречное нападение. Но не агрессивное, иначе смысл теряется (еще и вас эмоционально расшатает).
Максимально спокойно и вежливо начинаете «наезжать» в ответ.
Вот несколько рабочих вариантов, проверенных лично:
Вариант 1
[максимально официальным и строгим тоном]
Уважаемый/-ая, своим звонком вы нарушаете закон о неприкосновенности личности и об использовании личной информации третьими лицами. Прошу назвать свои ФИО, должность и название компании для моего дальнейшего обращения в прокуратуру.
Прим.: Как правило, на упоминании закона мошенники отключаются. Главное — максимальная уверенность с вашей стороны. Если начнут возражать, достаточно повторить тот же текст.
Вариант 2
[безостановочный торопливый текст, почти без пауз между фразами]
Скажите, а вы верите в Бога? Я хочу поговорить с вами о вечной жизни и том, что каждый человек является грешником, который непременно попадет в ад. Но я могу рассказать, как этого избежать. Все, что вам нужно, это уверовать и покаяться.
Прим.: Не имеет значения, какую религию вы сами исповедуете (и исповедуете ли вообще). Мошенники не любят, когда им навязывают что-то, хотя сами делают так же. Задача — не дать им вставить ни слова. Для надежности (если текст закончился, а они еще на связи), можно повторить те же фразы в другом порядке.
Вариант 3
[с большим сожалением и грустью в голосе]
Я бы рада дать вам свои данные, но банком я не пользуюсь, и карты у меня тоже нет и не было.
Прим.: Как правило, с той стороны будет уточнение. На это можно ответить что-то вроде «А мне мой пастор не разрешает. И по телефону тоже не разрешает ни с кем говорить».
Вариант 4
[с уверенной, нагловатой интонацией]
Вечер в хату, господа арестанты! Часик в радость, чифир в сладость. (+ еще пара-тройка коротких выражений на «фене»)
Примечание: Из моих личных наблюдений — последний метод чаще всего эффективен с мошенниками-мужчинами. Видимо, они придерживаются «понятий». Женская аудитория, напротив, зачастую сразу начинает кричать и ругаться (не по понятиям )
Хочу подчеркнуть снова: любой из предложенных вариантов будет работать только при условии вашего полного спокойствия и уверенности. Даже если вам сообщают, что в этот момент все ваши накопления пытаются обналичить где-то в Гондурасе!
И даже если вы получаете срочное уведомление «от банка» — без паники. И не переходите по ссылкам. Даже если там написано, что это поможет спасти ваши средства.
Кстати, на горячей линии Сбербанка сообщили, что уже существуют программы, позволяющие мошенникам отправлять смс с номера 900. Так что иногда в спешке трудно отличить их.
Подводя итог, хочу напомнить, что главное — не паниковать. Если мошенники раскачают вас эмоционально (хамством и угрозами), они уже наполовину добились своего. Поэтому нельзя давать им такую возможность. В конце концов, если у вас есть другой счет или карта, сразу зайдите в приложение и переведите все средства туда. А затем спокойно обращайтесь в нужные инстанции, сообщив детали этого звонка.
Тем, кто хочет научиться управлять своими эмоциями, я предлагаю пройти мой авторский онлайн-курс по эмоциональной грамотности. Подробности — в следующей публикации!
С уважением,
ваша позитивный коуч
Виктория Тимофеева
С уважением,
ваша позитивный коуч
Виктория Тимофеева